Эффективный консалтинг - SDBS
Краудфандинг
07.08.2014
BI: Действенная информация
08.09.2017

Эффективный консалтинг

Почему консультанты приходят и уходят, но ничего не меняется?

Ожидание - реальность

Консалтинг уже более века является неотъемлемой частью бизнеса.

Глобальный рынок управленческого консалтинга составил 132.6 миллиарда долларов США в 2016 году, согласно исследованиям агентства Statista.
Однако опыт показывает, что не все компании остаются довольны результатами дорогостоящих проектов.

Представители клиентов на разных уровнях организации сталкиваются с ситуацией, когда результаты проектов не оправдывают ни их ожиданий, ни сумм, потраченных на них. Данная проблема существует с самого появления консультационных услуг, и еще в 1982 году А. Н. Тёрнер опубликовал статью «Консалтинг – это больше, чем предоставление советов», в которой описал пути решения этой проблемы. Проблемы и решения, описанные в статье, являются актуальными даже 35 лет спустя, Вы можете ознакомиться с их кратким содержанием далее.

Роль клиента

Зачастую клиенты, считают, что стоимость проектов позволяет передать весь объем работы консультантам, не вовлекая своих сотрудников полностью. В результате такого подхода, проваливается огромное количество проектов, а сотрудники клиента не видят в них никакой полезности.

Иерархия ценностей

А. Н. Тёрнер определил спектр услуг, которые могут предоставить консалтинговые компании и структурировал их в виде пирамиды:

1. Предоставление информации

Предоставление информации – базовая услуга консалтинга. Данная услуга включает в себя проведение исследований, поиск передовых практик, анализ рынка. Однако, зачастую клиент не задумывается о цели получения информации. Автор приводит пример, когда CEO компании задался вопросом необходимости найма секретарей-помощников для каждого вице-президента. Компании отказались от данного проекта, сославшись на то, что в случае выявления неэффективности не получится принять управленческое решение и сократить количество секретарей.

Поэтому, прежде чем обращаться в консалтинговые компании определитесь по следующим пунктам:

  • В чем цель получения желаемой информации?
  • Какие решения будут основаны на результатах работы?
  • Какая информация Вам уже доступна?

Убедитесь, что консультанты используют все свои ресурсы и предоставляют информацию с учетом анализа предпосылок, существующих в Вашей компании, иначе информация будет бесполезна.


2. Поиск решения проблемы или задачи

Клиенты зачастую обращаются к консалтинговым компаниям со сложными вопросами. Например, принятие решений о слиянии или поглощении, изменении стратегии развития, трансформации организации, создание финансовой политики или выбор методов повышения эффективности.

В проектах подобного рода, следуйте следующим шагам:

  • При постановке задачи озвучьте проблему/задачу и только потом предполагаемое Вами решение;
  • Убедитесь, что анализ корня проблемы/предпосылки задачи внесен в техническое задание в качестве отдельного этапа;
  • Техническое задание должно строиться вокруг проблемы/задачи и охватывать соприкасающиеся факторы и обстоятельства;
  • Убедитесь, что консультанты берут во внимание предыдущие попытки решения проблемы/задачи;
  • Поделитесь своим видением по неопробованным решениям;
  • Поделитесь своими ощущениями по потенциальным проблемам в смежных аспектах;
  • Совместно с консультантами определите необходимую поддержку проекта от сотрудников компании.

Вы должны помнить, что ни решение неверной проблемы, ни нереализуемое решение проблемы не имеют смысла.


3. Диагностика

Значительная часть консалтинговых проектов заключается в диагностике. Тем не менее, процесс, посредством которого формируется точный диагноз, иногда вызывает напряженность в отношениях между консультантом и клиентом, поскольку менеджеры часто боятся раскрытия сложных ситуаций, за которые они могут быть обвинены.

При запуске проекта следуйте следующим шагам:

  • Объясните своим сотрудникам, что никаких карательных мер, при выявлении ошибок предпринято не будет. Только в таком случае, Ваши сотрудники будут готовы помогать консультантам правильно понять проблему;
  • Убедитесь, что консультанта не просто анализируют внешние и внутренние факторы, но и задают вопросы почему те или иные решения были приняты;
  • Проследите, что Ваши сотрудники принимают активное участие в проекте;
  • Спланируйте достаточно частый график встреч CEO и главного акционера с командой консультантов;
  • Проследите, чтобы консультационная команда рассматривала стратегические и операционные проблемы отдельно друг от друга.

Вам необходимо спланировать работу во время проекта так, чтобы у Ваших сотрудников была возможность и заинтересованность в его успешном завершении.


4. Рекомендации

Проекты обычно завершаются письменным отчетом или устным сообщением, в котором кратко излагается то, что изучил консультант, и который в деталях рекомендует, что должен делать клиент. Фирмы прилагают большие усилия для разработки своих отчетов, чтобы информация и анализ были четко представлены, а рекомендации убедительно связаны с диагнозом, на котором они основаны. Это восприятие результата, кажется логичным, но является основной причиной неэффективного воплощения рекомендаций.

При финальном рассмотрении рекомендаций по результатам проекта Вам необходимо помнить о следующем:

  • Рекомендации должны быть воплощаемы;
  • Рекомендации должны быть понятны всем Вашим сотрудникам;
  • Рекомендации должны поддерживаться на всех уровнях организации;
  • Рекомендации должны учитывать эффекты от их внедрения на смежные процессы.

Данная услуга эффективна только при активном участии сотрудников клиента и при обязательном контроле внедрения со стороны консультанта.


5. Внедрение изменений

Если конечной целью клиента является внедрение решений, это должно отразиться на всех этапах проекта.

Зачастую консультанты предлагают внедрение в качестве отдельного проекта, но, если до этого момента команда клиента не была вовлечена в разработку выбранных решений вместе с командой консультантов, заказывать этот проект бессмысленно. В таком случае, столь резкое изменение роли консультанта в компании воспримется как давление извне и вызовет сопротивление внутри компании.

Если Вы заказали проект по внедрению, убедитесь в следующем:

  • Консультанты должны использовать оптимальное сочетание правильности решения и удобства пользования;
  • Консультанты должны тщательно спланировать каждый шаг внедрения;
  • Ни в коем случае не допускайте одновременного изменения нескольких смежных процессов;
  • Консультанты должны протестировать каждое изменение в процессах по отдельности, тогда процесс внедрения будет проще восприниматься сотрудниками;
  • Убедитесь, что все вовлеченные лица помнят о конечной цели предлагаемого решения.

6. Построение единодушия и приверженности

Клиенты, как и консультанты, зачастую упускают из виду важность данного пункта. Без построения единодушия и приверженности внутри компании каждый результат работы консультантов находится в зоне риска: диагностику не примут, рекомендации не внедрят и не предоставят необходимую для успеха информацию.

Мероприятия нацеленные на укрепление команды клиента необходимо включать в техническое задание, чтобы консультанты были обязаны задаться вопросами поддержки внутри компании.

Для успеха проекта, следуйте следующим шагам:

  • Определите наиболее заинтересованные в успехе проекта лица и познакомьте их с командой консультантов;
  • Организуйте общие собрания с участием консультантов, где они расскажут о конечной цели и преимуществах внедрения новых решений;
  • Совместно с консультантами донесите благую цель проекта, чтобы он не воспринимался как помеха работе или способ определения виноватых лиц;
  • Совместно с консультантами определите зоны наиболее вероятного сопротивления и спланируйте проект с их учетом;
  • Действуйте в графике «Результат – Согласование – Дальнейшие шаги».

7. Обучение

Добавленная стоимость любого проекта заключается не только в самих результатах, но и в повышении квалификации сотрудников клиента. Убедитесь, что Ваши сотрудники вникают во все детали, каждого этапа проекта.

Дополнительно Вы можете получить:

  • Серию тренингов для сотрудников;
  • Инструменты, тренинги; ресурсы и книги, рекомендуемые консультантами;
  • Серию коучинг-сессий отдельных специалистов.

8. Организационная эффективность

Повышение организационной эффективности – это умение адаптировать стратегию и тактику под внешние и внутренние изменения и оптимизировать вклад сотрудников организации.

При заказе проекта убедитесь в следующем:

  • Консультанты должны давать решения и рекомендации с учетом необходимости повышения гибкости компании;
  • Предлагаемые решения должны быть релевантными даже при часто меняющихся условиях бизнеса;
  • Рекомендации должны оценивать эффект на всю организацию в целом.

Методы взаимодействия с консультантами, описанные в публикации, являются базовыми решениями проектного менеджмента.

Наша компания оказывает услуги сопровождения консалтинговых проектов, помогая клиентам организовать работу наиболее эффективным образом. В результате нашей работы Вы сможете правильно поставить задачу, спланировать взаимодействие с консалтинговыми компания и быть уверенными в эффективном и успешном завершении проектов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.