Финансовый менеджмент: Значение для Вашего бизнеса - SDBS
Эффективные цепочки поставок
15.09.2017
Внедрение Blockchain технологии
04.07.2018

Финансовый менеджмент: Значение для Вашего бизнеса

Мы начинаем цикл публикаций, в которых раскроем основные компоненты эффективного финансового управления, от правильного составления плана до оптимизации расходов.

Большинство предпринимателей работают с верхнеуровневыми цифрами: продажи, итого расходы (операционные и капитальные в совокупности) и чистый остаток денежных средств. Однако этот подход не дает ответов на вопросы «Почему в этом месяце мы заработали меньше, хотя продали больше?», «Как мне повысить прибыльность бизнеса?» и «Насколько эффективно я использую имеющиеся ресурсы?». Однако, самое главное, оперируя общими цифрами Вы не сможете выявить злоупотребление и мошенничество внутри Вашей компании и оценить сколько денег Вы потеряли в качестве упущенной прибыли.

Базовый управленческий учет состоит из 4 ключевых блоков:

  1. Финансовое планирование
  2. Оценка результатов периода
  3. Определение прогресса и зон для совершенствования
  4. Расстановка точек контроля.

Финансовое планирование

Финансовое планирование представляет собой более структурированное видение развития бизнеса. Упрощенно, финансовое планирование – бизнес план и бизнес стратегия, переведенные в плоскость доходов и расходов, которые позволяют принимать решения наперед.

Финансовый план позволяет руководителю заранее обдумать куда он хочет привести компанию и рассчитать, что ему для этого понадобится. Компании, которые правильно планируют свою деятельность, намного реже сталкиваются с такими проблемами как кассовые разрывы, невозможность удовлетворить спрос клиентов, нехватка кадров или непредвиденный рост себестоимости.

Общепринятые цели финансового планирования деятельности компании можно свести к 7 пунктам:

Оценка результатов периода

После составления плана, стоит сконцентрироваться на периодичных отчетах, чтобы сверять идет ли Ваша компания к поставленным целям. Крупные компании делают срез отчетности по всем показателям доходов и расходов компаний раз в месяц, а отчеты о продажах на еженедельной основе. Это необходимо, чтобы вовремя заметить существенные отклонения и принять решение.

Например, Александр запланировал продажи на уровне $200,000 ежемесячно, с пиком продаж до $400,000 в летний период, согласно этого плана он закупили сырье, оборудование и набрал людей в команду. Но после первого месяца он понимает, что продажи не достигают и 50% поставленных целей. В таком случае, если Александр вовремя не предпримет действий, он рискуете остаться с увеличенными расходами (по первоначальному плану) и недостигнутыми продажами, что рано или поздно обанкротит компанию.

Самая распространенная ситуация, с которой сталкиваются представители малого и среднего бизнеса, заключается в эффекте «слепоты от успеха». Например, компания Дмитрия уже несколько месяцев стабильно генерирует хорошую прибыль. На радостях он решает приобрести машину, о которой очень давно мечтал или свозить семью на курорт, изъяв деньги из компании. Однако, он не замечает, что продажи неуклонно сокращаются в последние месяцы, потому что не подводит итоги на регулярной основе. В результате он сталкивается с недостатком денежных средств, когда первоначальный интерес спадает, а компания тратит так, как привыкла тратить. В результате Дмитрий получает кассовый разрыв, а на получение кредита у него нет готовых отчетов и данных, из-за чего процесс затягивается на месяц, а то и более. За это время компания может обанкротиться и закрыться.

Поэтому эффективные компании отслеживают свои продажи еженедельно, чтобы контролировать выполнение, а общие результаты ежемесячно, чтобы успеть скорректировать расходы. Традиционно, результаты замеряются относительно плана, предыдущего месяца и предыдущего года, тогда руководитель может определить, общую динамику компании и ключевые причины каких-либо отклонений.

Определение прогресса и зон для совершенствования

Данный блок отличается от обычной оценки результатов тем, что он включает в себя операционные показатели помимо финансовых. После получения результатов периода, Вам следует посмотреть на ключевые отклонения более детально, чтобы определить первопричины невыполнения плана и принять соответствующие меры. Например, в случае если Ваши расходы на рекламу не превышают плановые, но тем не менее рост продаж намного меньше ожидаемого, значит эффективность маркетинговой стратегии сомнительна.

После выявления ключевых отклонений, Вы можете сформировать показатели, чтобы отслеживать прогресс. Обычно для каждого бизнеса определяется собственный набор ключевых показателей в соответствии с долгосрочными и краткосрочными целями, которые затем отслеживаются на ежемесячной основе.

Прогресс можно измерять множеством различных способов. Помимо показателей роста продаж это может быть сокращение накладных и производственных расходов, сокращение текучки, повышение эффективности маркетинговых акций, повышение интернет трафика и так далее. Но ключевой пользой от измерения прогресса является возможность выявления зон для совершенствования, определение сложных моментов бизнеса и источники конкурентного преимущества, что позволит своевременно вносить изменения в стратегию, тактику или бизнес-модель.

Выставление точек контроля

Внесение каждого изменения может обернуться головной болью для руководителя, потому что команда зачастую продолжает работать так, как привыкла. Одним из способов внедрения изменений в существующую бизнес-модель является выставление точек контроля с привязкой к индивидуальным показателям и оплате труда сотрудника.

Этот подход называется построением древа KPI, когда ключевые показатели эффективности компании начинаются от глобальных целей и компании и спускаются по иерархии организационной структуры до индивидуальных показателей каждого сотрудника. При желании руководитель может привязать часть заработной платы сотрудников к данным показателям, таким образом мотивируя их развиваться самим, усовершенствовать свою работу и вести компанию к успеху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.